+38 (044) 244-97-84

+38 (044) 200-93-25

+38 (050) 44-999-22

ISO 9001

Шестерни и зубчатые колеса заказать изготовление

статьи

Viber: +38(050) 44-999-22, e-mail: Npo.gidromash1@gmail.com

ЗУБООБРАБОТКА

  • Зубофрезерование.

    Процесс нарезания зубьев на колесе называется зубофрезерование (зубофрезеровка). И производится на специальных зубофрезерных станках. Колеса нарезаются специальным инструментом- червячными модульными фрезами. На зубофрезерных станках нарезают прямозубые, косозубые цилиндрические шестерни с наружными зубьями, а также червячные колеса и шлицевые валы. Процесс идет по методу обкатки, что позволяет получать очень высокую точность.

    Нарезание червячного колеса Нарезание цилиндрического колеса Нарезание цилиндрической шестерни Зубофрезерование Зубофрезеровка Зубофрезеровка шлицевого вала
  • Зубодолбление.

    Внутренние зубья на венце можно сделать методом зубодолбления. Выполняется это на зубодолбежных станках по методу обкатки специальным инструментом- модульными долбяками. Также на этих станках можно нарезать шестерни с наружными зубьями. В отличии от зубофрезерования, зубодолбление дает более высокую чистоту поверхности зубьев.

    Зубодолбление Зубодолбление венца Зубодолбление шестерни Зубодолбление втулки Зубчатая муфта Зубодолбление колеса
  • Зубошлифовка и резьбошлифовка.

    Зубошлифование- финишная операция обработки зубьев. Применяется после объемной закалки зубчатого колеса в случае, когда к колесу предъявляются высокие требования по точности. Процесс происходит по методу обкатки червячным шлифовальным кругом. Данная операция позволяет получить наивысшую точность и чистоту поверхности зубьев.
    Современные червячные передачи предъявляют высокие требования к точности изготовления и чистоте поверхности червячного вала. Резьбошлифовка выполняется на специальном резьбошлифовальном станке.

    Зубошлифование Зубошлифовка Зубошлифовка шестерни Зубошлифование шестерни Резьбошлифование Резьбошлифовка

Прямозубые цилиндрические шестерни.

Прямозубая шестерня- это зубчатое колесо у которого продольная линия зубьев параллельна оси вращения. Это самый простой и распространенный вид шестерен. Они просты, как в производстве, так и в эксплуатации и ремонте. Они могут работать в паре с ответным прямозубым цилиндрическим колесом с наружным зацеплением, в паре с зубчатым венцом с внутренним зацеплением и в паре с прямозубой зубчатой рейкой. Практически во всех планетарных передачах используют шестерни с прямыми зубьями. Также они используются в кинематике станков, в шестеренчатых насосах, открытых передачах и др.
Профиль зубьев имеет эвольвентную форму. Основные параметры зацепления: модуль (m) и количество зубьев (z). Чтобы самостоятельно определить модуль колеса, необходимо наружный диаметр вершин зубьев (da) разделить на количество зубьев плюс два (z+2). Например, наружный диаметр колеса по вершинам зубьев составляет 72 мм, количество зубьев = 22. Модуль = 72/(22+2) = 3 мм. В Украине и странах СНГ исходный контур зубчатых эвольвентных передач определен ГОСТ 13755-81. В США и Великобритании вместо модуля используется питчи (величина обратная модулю) p=25.4/m.

Виды прямозубых зубчатых колес.

    • Насадные шестерни.

    • Со шпоночным пазом. Крепится на вал с помощью шпонки. Это самый простой и надежный способ соединения.

      Насадная шестерня со шпоночным пазом
    • Без шпоночного вала. Крепится на вал с натягом. Данный способ соединения применяется в тех случаях, когда нет возможности изготовить шпоночный паз.

      Насадная шестерня без ступицы
    • С внутренними шлицами. Крепится на вал с помощью шлицевого соединения. Применяется в тяжелонагруженных передачах.

      Насадная шестерня с внутренними шлицами
    • Со ступицей. Закрепляется на валу с помощью стопорного винта.

      Насадная шестерня со ступицей
  • Вал-шестерни.

    Шестерня изготовленная совместно с валом, как единое целое называется вал-шестерня. Часто применяется в редукторах, как быстроходный или промежуточный вал.

    Вал-шестерня
  • Шестерни с внутренним зацеплением.

    Такие шестерни называются зубчатый венец с внутренним зацеплением или солнечная шестерня. Применяются в планетарных механизмах.

    Шестерни с внутренним зацеплением

Косозубые цилиндрические шестерни.

Косозубые шестерни- это зубчатое колесо у которого продольная линия зубьев находится под углом оси вращения и образуют винтовую линию. Коэффициент перекрытия у таких колес больше, чем у прямозубых и по-этому крутящий момент тоже выше. Вращение более плавное и уровень шума меньше. При работе такого колеса образуется осевое усилие. При большом угле подъема необходимо устанавливать радиально-упорные подшипники. Основным недостатком таких шестерен является сложность копирования (ремонт по образцу) при отсутствии чертежа. В условиях простого механического производства (без применения специального измерительного оборудования) нет возможности точно определить угол наклона зубьев. В этом случае, при выходе из строя одного зубчатого колеса, рекомендуется изготавливать новую зубчатую пару, что гарантирует точное соответствие угла наклона зубьев на обоих колесах.
Косозубые передачи бывают как с эвольвентным зацеплением, так и с зацеплением Новикова. Преимущества зацепления Новикова - более высокая нагрузочная способность. Исходный контур таких передач определен ГОСТ 15023-76.

Косозубые цилиндрические шестерни Косозубая вал-шестерня

Гибкие (условно цилиндрические) шестерни.

Условно цилиндрическое колесо нарезается, как цилиндрическое, а в процессе работы изгибаясь, приобретает форму генератора волн. Гибкое зубчатое колесо применяется в основном в волновоых редукторах.

Гибкая шестерня

Червячные передачи.

Червячная передача (пара) состоит из червячного колеса и червячного вала (червяка). Венец колеса в основном изготавливают из бронзы марки БрО или БрАЖ. Реже- из чугуна, пластика или стали. Если червячное колесо небольшого диаметра (до 80мм), оно изготавливается цельным. При больших диаметрах из бронзы делают только зубчатый венец, а ступицу- из стали или чугуна. Червячный вал изготавливают из углиродистой стали с последующей закалкой, шлифовкой и полировкой. Иногда червяк подвергают химико-термической обработке- цементации, азотированию и т.п. Преимущества червячных передач- универсальность, большой ряд передаточных чисел и высокий крутящий момент при малых габаритах. Недостатком считается пониженный КПД по сравнению с цилиндрическими и планетарными передачами. Стандартный ряд передаточных чисел: 5; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 30; 40; 50; 60; 80; 100.

Червячная пара Червячное колесо Червячные колеса