Viber: +38(050) 44-999-22, e-mail: Npo.gidromash1@gmail.com
Процесс нарезания зубьев на колесе называется зубофрезерование (зубофрезеровка). И производится на специальных зубофрезерных станках. Колеса нарезаются специальным инструментом- червячными модульными фрезами. На зубофрезерных станках нарезают прямозубые, косозубые цилиндрические шестерни с наружными зубьями, а также червячные колеса и шлицевые валы. Процесс идет по методу обкатки, что позволяет получать очень высокую точность.
Внутренние зубья на венце можно сделать методом зубодолбления. Выполняется это на зубодолбежных станках по методу обкатки специальным инструментом- модульными долбяками. Также на этих станках можно нарезать шестерни с наружными зубьями. В отличии от зубофрезерования, зубодолбление дает более высокую чистоту поверхности зубьев.
Зубошлифование- финишная операция обработки зубьев. Применяется после объемной закалки зубчатого колеса в случае, когда к колесу предъявляются
высокие требования по точности. Процесс происходит по методу обкатки червячным шлифовальным кругом. Данная операция позволяет получить
наивысшую точность и чистоту поверхности зубьев.
Современные червячные передачи предъявляют высокие требования к точности изготовления и чистоте поверхности червячного вала.
Резьбошлифовка выполняется на специальном резьбошлифовальном станке.
Прямозубая шестерня- это зубчатое колесо у которого продольная линия зубьев параллельна оси вращения. Это самый простой и распространенный вид шестерен. Они просты, как в производстве, так и в эксплуатации и ремонте. Они могут работать в паре с
ответным прямозубым цилиндрическим колесом с наружным зацеплением, в паре с зубчатым венцом с внутренним зацеплением и в паре с прямозубой зубчатой рейкой.
Практически во всех планетарных передачах используют шестерни с прямыми зубьями. Также они используются в кинематике станков, в шестеренчатых насосах, открытых передачах и др.
Профиль зубьев имеет эвольвентную форму. Основные параметры зацепления: модуль (m) и количество зубьев (z).
Чтобы самостоятельно определить модуль колеса, необходимо наружный диаметр вершин зубьев (da) разделить на количество зубьев плюс два (z+2). Например, наружный диаметр
колеса по вершинам зубьев составляет 72 мм, количество зубьев = 22. Модуль = 72/(22+2) = 3 мм. В Украине и странах СНГ исходный контур зубчатых эвольвентных передач
определен ГОСТ 13755-81. В США и Великобритании вместо модуля используется питчи (величина обратная модулю) p=25.4/m.
Со шпоночным пазом. Крепится на вал с помощью шпонки. Это самый простой и надежный способ соединения.
Без шпоночного вала. Крепится на вал с натягом. Данный способ соединения применяется в тех случаях, когда нет возможности изготовить шпоночный паз.
С внутренними шлицами. Крепится на вал с помощью шлицевого соединения. Применяется в тяжелонагруженных передачах.
Со ступицей. Закрепляется на валу с помощью стопорного винта.
Шестерня изготовленная совместно с валом, как единое целое называется вал-шестерня. Часто применяется в редукторах, как быстроходный или промежуточный вал.
Такие шестерни называются зубчатый венец с внутренним зацеплением или солнечная шестерня. Применяются в планетарных механизмах.
Косозубые шестерни- это зубчатое колесо у которого продольная линия зубьев находится под углом оси вращения и образуют винтовую линию. Коэффициент перекрытия у таких колес больше,
чем у прямозубых и по-этому крутящий момент тоже выше. Вращение более плавное и уровень шума меньше. При работе такого колеса образуется осевое усилие. При большом угле подъема необходимо
устанавливать радиально-упорные подшипники. Основным недостатком таких шестерен является сложность копирования (ремонт по образцу) при отсутствии чертежа. В условиях простого
механического производства (без применения специального измерительного оборудования) нет возможности точно определить угол наклона зубьев. В этом случае, при выходе из строя
одного зубчатого колеса, рекомендуется изготавливать новую зубчатую пару, что гарантирует точное соответствие угла наклона зубьев на обоих колесах.
Косозубые передачи бывают как с эвольвентным зацеплением, так и с зацеплением Новикова. Преимущества зацепления Новикова - более высокая нагрузочная способность.
Исходный контур таких передач определен ГОСТ 15023-76.
Условно цилиндрическое колесо нарезается, как цилиндрическое, а в процессе работы изгибаясь, приобретает форму генератора волн. Гибкое зубчатое колесо применяется в основном в волновоых редукторах.
Червячная передача (пара) состоит из червячного колеса и червячного вала (червяка). Венец колеса в основном изготавливают из бронзы марки БрО или БрАЖ. Реже- из чугуна, пластика или стали. Если червячное колесо небольшого диаметра (до 80мм), оно изготавливается цельным. При больших диаметрах из бронзы делают только зубчатый венец, а ступицу- из стали или чугуна. Червячный вал изготавливают из углиродистой стали с последующей закалкой, шлифовкой и полировкой. Иногда червяк подвергают химико-термической обработке- цементации, азотированию и т.п. Преимущества червячных передач- универсальность, большой ряд передаточных чисел и высокий крутящий момент при малых габаритах. Недостатком считается пониженный КПД по сравнению с цилиндрическими и планетарными передачами. Стандартный ряд передаточных чисел: 5; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 30; 40; 50; 60; 80; 100.